«Он был добр, даже слишком добр, равнодушен к предвзятой критике в свой адрес, улыбчив, а самое главное — великодушен и снисходителен… Сколько раз там и тут пелись его песни — по неведению или умышленно без упоминания его имени!..
Он был самолюбив и горд — даже во времена крайней нужды. Чрезмерное внимание даже близких людей оскорбляло и раздражало его. Оптимистичный и довольный всем… Всегда весел, всегда хорошо относившийся к людям и благодарный всем»,— так характеризует видного композитора, основателя армянского городского романса Никола Галантеряна один из его современников — Рубен Григорян.
Галантерян оставил огромное творческое наследие — около тысячи произведений, в числе которых любовная лирика, сонеты, обработки народных песен, детские и хоровые песни, пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано. Он переложил на язык оперы поэму Ваана Миракяна «Лалварская охота», легенду Ованеса Туманяна «Парвана», поэму Вртанеса Папазяна «Лур-да-лур» (опера «Пастух»)…
Не знаю, каким песням учат сегодня в детских садах и начальных классах школы, но старшее поколение хорошо помнит песни «Ласточка», «Перепелочка», «Бедняжка кот», «Свадьба птички», «Сорока», «Золотое яичко», «Солнышко вышло», написанные в простых и понятных детской душе ритмах и в истинно национальном духе. Они стали любимыми песнями не только детей иранских армян — песни эти полюбились и в самой Армении.
Никол Галантерян писал также детские оперы — «Конец зла», «Погос-Петрос», «Песня цветов» (по Туманяну), «Дед и репка», «Крещение» «Прилет ласточки», «Три медведя», «Козленок»,— которые также ставились в иранских городах с многочисленными армянскими общинами.
Детство
Никол Галантерян родился 7 сентября 1881 года в окруженном садами городе Акн исторической Армении, живописным амфитеатром раскинувшемся на правом берегу Евфрата. «Земля и вода родины говорили во мне»,— пишет он в своих воспоминаниях. Начальное образование будущий композитор получил в местном училище «Нарекян», а по воскресеньям пел в церковном хоре. Пределом мечтаний его отца было видеть сына дьячком в церкви. о обычаю мальчик снимал перед входом в церковь обувь и оставлял ее в положенном месте, но после службы очень часто (особенно в начальный период) обнаруживал, что его обувку украли. И хоть бы эти бессовестные воришки оставили свои старые туфли, чтобы он мог добраться домой, так нет же! И юный Никол вынужден был дожидаться, когда их сосед-звонарь закончит свою работу и на закорках отнесет его домой. Отец-сапожник в тот же день безропотно приносил из своего магазина очередную обновку сыну…
Детство Никола, как и многих его сверстников, окруженных родительской заботой и любовью, было беспечным и веселым. Но на пороге отрочества горькая судьба западного армянства не миновала и их семью. В начале 1890-х годов начались армянские погромы и грабежи. В ответ на знаменитый захват армянами Оттоманского банка турецкое правительство спровоцировало в Стамбуле резню, продолжавшуюся целых четыре дня. Был убит и отец Галантеряна, перебравшийся в Стамбул ради заработка. Страшная волна резни и погромов прокатилась и по провинциям, достигнув и Акна. Резня в Акне началась 7 сентября — в день рождения Никола Галантеряна — и бушевала до 11 сентября. Жертвами ее стали брат и сестра Никола. С помощью деда уцелевшие члены семьи обосновались в Варне. В здешней армянской школе и продолжил Никол учебу. Но истинной стихией мальчика была музыка — здесь он купил свирель и научился играть на ней.
В сентябре 1899 года Никол Галантерян оказывается в Петербурге, где жили его дяди, а несколько месяцев спустя он уже учится в пятом классе Эчмиадзинской семинарии «Геворкян» — у самого Комитаса. Обладая исключительным природным слухом, Никол без всяких нот безошибочно пел в группе дьячков. В годы учебы в семинарии Никол знакомится с хазами — знаками армянской звукописи и постигает нюансы армянского духовного песнопения. Все это пробудило в нем интерес к древней музыкальной культуре Армении и армянской церковной музыке.
Вода пробьет себе русло
В поисках работы и пропитания Никол Галантерян не раз менял место жительства и занимался не только любимым делом — учительством, но и различными ремеслами. Он работает в армянской школе сначала Варны, а затем другого болгарского города — Шумена, где преподает пение, и за это время перелагает на европейскую нотную запись армянскую богослужебную книгу, где песнопения были записаны хазами. И в Варне, и в Шумене Никол Галантерян организовал несколько хоров, но из-за отсутствия денег все они имели короткую жизнь. Здесь же он овладел нотописью, а также игрой на скрипке и гитаре.
Учительствовал Никол Галантерян и в кавказском селе Цебелта. Безответная любовь к учительнице русского языка сподвигла Никола написать песню на стихотворение Аветика Исаакяна «Ах, глаза твои солнце и тьма». Это занятие очень понравилось Галантеряну. Как говорил он сам, «вода пробьет себе русло».
В 1911 г. Никол Галантерян получил приглашение от попечителей тегеранского училища «Айказян» поступить к ним учителем пения. Галантерян переехал в Тегеран, где и жил до конца своей жизни.
Падение и взлет В 1913 году Галантерян заинтересовался некоей барышней и вскоре женился на ней. Чтобы заработать на жизнь, новоиспеченный глава семьи занимается чем придется: работает бухгалтером, продает книги… На целых десять лет он выпадает из творческой жизни.
Неприятие всякой фальши и лжи не дает ему заниматься любимым делом — учить детей. В училище «Айказян» уже не было прежней близости между учителями. Тяжелая атмосфера, постоянные интриги, подсиживания, козни заставили его уйти оттуда. Семейная жизнь тоже не принесла ему счастья — начались неприятности, ссоры, и распад семьи стал неизбежностью. «Моя семейная жизнь разладилась, и я вынужден был оставить своих любимых дочек, Седу и Лиду, отказаться от семьи и зажить отдельно. То было мое падение, но вместе с этим падением и произошло начало моего взлета. Чтобы забыть это тяжелое горе, я снова приблизился к творческому миру и нашел в нем душевное утешение», — писал в своих мемуарах музыкант.
Галантерян очень любил слушать свои песни. В беседах с близкими он нередко повторял, что для него величайшее удовольствие в жизни идти по улице и услышать вдруг свою песню. В эти моменты он останавливался, слушал и чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
Осознаем ли мы его ценность?
Иранцы высоко ценили творчество Никола Галантеряна, охотно и с удовольствием пели его песни. Созданный им хор «Гохтан», переименованный затем в «Галантерян», пользовался признанием не только армянской общины, но и самих иранцев.
Автор известной песни «Эй джан, Ереван!» Артемий Айвазян, побывавший на концерте «Гохтана», сказал: «Пусть ваш хор гордится тем, что имеет такого руководителя. Никол очень хороший музыкант, знайте ему цену!..»
В 1942 году родные, друзья, ученики и члены хора готовились отметить 30-летие творческой деятельности композитора. Один из его друзей обратился к нему с письмом, в котором просил прислать ему свою автобиографию. «Э, дорогой Александр, ты просишь мою биографию? — ответил ему Галантерян.— Но разве ты не знаешь, какой может быть жизнь армянского учителя, армянского деятеля? А моя была еще тягостней и хуже: неприятие, недоброжелательность, вражда и преследования — вот история моей жизни. Представь себе: я четыре года был учителем в армянской школе, а когда ушел из нее, для репетиций своих песен попросил в той же школе класс, и хозяева школы отказали мне…»
История одного романса
Галантерян вырастил целую плеяду певцов, многие из которых выступали не только на иранской сцене, но и прославились в самой Армении. Один из его благодарных учеников, Давид Варданян (муж певицы Вардуи Хачатрян), певший в ансамбле песни и танца Алтуняна, был свидетелем вот какой истории.
Из творческого сотрудничества Никола Галантеряна и талантливого иранского поэта армянского происхождения Дева (Маргар Карабекян) родились чудесные романсы. Источником вдохновения и музой Дева была девушка по имени Люси. Дев и Люси вели большую общественную работу в армянской общине Ирана, в ходе которой и познакомились. Однако через некоторое время влюбленные по какой-то причине рассорились и перестали встречаться. Это сильно расстроило Никола Галантеряна, близкого знакомого Дева и Люси. И тогда он при участии руководителей армянской общины устроил в Тегеране большой благотворительный концерт и пригласил на него обоих молодых людей, а организаторы концерта всячески постарались, чтобы рассорившиеся влюбленные «случайно» встретились в зале. И действительно, встреча эта состоялась. Дев поднялся на сцену и прочитал свое стихотворение «Ты вновь пришла, так как мне быть?», посвященное Люси. Зрители были тронуты до глубины души, а Люси даже расплакалась. Впечатленный и взволнованный всем этим, Галантерян подошел к роялю, тут же сымпровизировал и подарил присутствующим прекрасный романс, который впоследствии вошел в репертуар таких известных армянских певцов, как Вардуи Хачатрян и Ованес Бадалян, а недавно его в оригинальной трактовке исполнил Форш.
Дорога к Родине
Не имея возможности издавать свои произведения и таким образом сделать их общим достоянием, композитор вынужден был прибегнуть к единственно возможному для него способу донести свои песни до людей — своими силами организовывать концерты. В год он устраивал огромное количество концертов — 30-35. Не раз он в отчаянии восклицал: «Пусть вместе со мной умрут и мои песни!» Тем не менее он всегда с надеждой говорил об Армении, связывая с ней спасение своих песен. «В конце концов, я со своими музыкальными произведениями вступлю на дорогу, ведущую к Родине,— там мое спасение»,— писал Галантерян певцу Ара Ованнисяну, преданному исполнителю его песен и одному из немногих друзей, поддерживавших композитора в трудные дни. В последние дни жизни Никола Галантеряна единственным его желанием было отослать свои произведения в Ереван.
![](/images/photos/albom9/8399_medium.jpg)
После смерти Галантеряна его дочери переправили в Ереван все творческое наследие отца. Оно хранится в Музее литературы и искусства имени Чаренца. К сожалению — просто хранится: оно не изучается и не получает профессиональной оценки. В армянском песенном искусстве Никол Галантерян известен как основатель армянского городского романса. Но жанр этот, к сожалению, до сего дня не изучен должным образом. Может быть, поэтому многие исполняют песни Галантеряна, даже не зная, кому они принадлежат. А ведь многие из этих песен и сегодня у всех на слуху: «Не знаю, куда ведут далекие дороги…», «Уйти, забыть…», «Помнишь ли ты?», «Карусель» (на слова Терьяна), а также песни на стихи Дева («Ты вновь пришла», «Мой путь», «Погасли огни»), Чаренца («Я милой Армении моей»), Гете («Маленький мальчик»)...
Никол Галантерян оставил своему народу завет: «Песня — это неразрывное звено, связывающее души людей». Его мечта исполнилась лишь частично: его произведения все же оказались на родине, но, к сожалению, исполняются они очень редко. Наверно, потому, что многие из нынешних наших исполнителей вообще не знакомы с творческим наследием Никола Галантеряна, иначе вместо нынешних безвкусных песен исполняли бы его прекрасные песни, возможно, придав им новое, современное дыхание и свежесть.
Марине КАРАХАНЯН, "Собеседник Армении"